Александр А. Шиляев / Alexander A. Shilyaev (shilyaev) wrote in cafedra,
Александр А. Шиляев / Alexander A. Shilyaev
shilyaev
cafedra

Яйцеголовым становись!

Глянул тут еще разок прошлонеделишную статью в "Ведомостях" "Некого учить". Помню, что что-то там привлекло мое внимание, позабавило, но сразу отреагировать не получилось. Вот, пришлось вернуться. И с первых строчек забава: к 2015 году каждый четвертый преподаватель может лишиться работы. Им предложат либо образовывать безработных, либо - Sic! -  заняться наукой.

Бугага! (пардон, ничего более умного на ум не приходит). Но кому пришло на ум предположить, что эти преподаватели будут способны заниматься наукой? Или у нас уже наука такая, что ей может заниматься любой... кхм-кхм... ну, обойдемся без оскорблений.

Кому это, интересно мне знать, предложат заниматься наукой? Тем, кто сидит в провинциальных вузах и слова не может прочитать (я уж не говорю про сказать, написать) на иностранном языке? кто всю жизнь читает лекции, пересказывая чужие не самые лучшие учебники? для кого доступ к РГБшной базе диссертаций - верх мечтаний и технологических возможностей? кто пишет раз в полгода по пустопорожней статейке к кафедральным унылым конференциям? у кого все мысли давно крутятся вокруг соплей внуков, рассады для огорода и выплаты по кредиту за микроволновку, которая куплена для разогрева китайской лапши на глутамате натрия? И этим людям предложат заниматься наукой?

Из сказанного выше - почему эти люди не смогут заниматься никакой наукой (с толком) - следует еще один виток порочного круга системы образования, сложившейся к настоящему времени в России. Дело в том, что если этих людей оставить на местах, то их не спасет никакой подъем зарплаты. Вернее, их-то, может быть, чуть-чуть и спасет, а вот учебный процесс - нет. Им бессмысленно поднимать зарплату в надежде на то, что они станут лучше учить, более ответственно относиться к профессии и своим обязанностям, поскольку это уже недостижимо. За проведенные в спячке и пофигизме годы этот слой "преподавателей" совершенно атрофировался в профессиональном смысле, они безнадежно отстали, поэтому они на преподавательском поприще больше "не жильцы".
Поэтому, мне думается, что после высвобождения всю эту когорту надо саму чему-то полезному учить, а не поручать им учить других и, уж тем более, заниматься наукой. Да, к сожалению, инвестициями в человеческий капитал придется пожертвовать. А кто сказал, что у нас умеют и знают, как с ними правильно обходиться? Вот еще одно подтверждение мудрости "век живи, век учись". Всех, кстати, касается. А преподаватели-то и не знали!..

Tags: демография, наука, образовательная политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments