Александр А. Шиляев / Alexander A. Shilyaev (shilyaev) wrote in cafedra,
Александр А. Шиляев / Alexander A. Shilyaev
shilyaev
cafedra

Не верь рейтингу, ерунду говорящему

Пришло лето - самая пора поговорить о рейтингах учебных заведений. Что и происходит (о статье в "Ведомостях" и о рейтинге университетов см. здесь). А теперь статья в "РГ" по поводу наших "бед" с рейтингами наших, российских, бизнес-школ и программ бизнес-образования. Почитайте. Думаю, даже при самом беглом прочтении многие увидят, насколько положение дел с бизнес-образованием и недолгая, но уже "богатая" историями история его развития отражает ситуацию в нашем образовании в целом. В конце концов, все тайное когда-нибудь становится явным. Кто бы сомневался!

Объективность хромает

Екатерина Решетникова

Пока не удалось создать рейтинг, который удовлетворял бы все школы бизнеса, об этом заявил президент Российской лиги МВА Юрий Тазов на "круглом столе" "Российские рейтинги бизнес-образования: объективные методики и субъективный выбор". Также он добавил, что не все бизнес-школы хотят участвовать в рейтингах.

"Когда школа бизнеса занимает хорошие места в рейтингах, она говорит своим потенциальным слушателям, что, мол, вы посмотрите рейтинг, но не абсолютизируйте его, а школы, которые не занимают хороших мест, говорят, что объективных рейтингов в России не было, нет и не будет, поэтому все рейтинги неправильные: забудьте о них, - отметил Юрий Тазов. - Эти две крайности, которые показывают, что вопросы рейтингования - это актуальные вопросы".

Участники "круглого стола" отметили, что основные проблемы в рейтинговании связаны с отсутствием информации, поэтому многие рейтинговые структуры обращаются в школы бизнеса с просьбой помочь найти контакты выпускников этих школ, но не все открывают свои базы данных. Нет статистики количества выпускников бизнес-школ в целом по рынку, нет данных по изменениям доходов выпускников бизнес-школ.

"Отечественным рейтингам не хватает такого важного показателя, как "уровень зарплат выпускников бизнес-школ" или "рост зарплат после окончания бизнес-школы", - считает президент Ассоциации выпускников ВШМБ - Клуба MBA Денис Волков. - На Западе это первая колонка любого рейтинга".

По мнению, участников "круглого стола", рейтинг, как инструмент, который помогает ориентироваться в выборе бизнес-школ, должен позволять делать этот выбор по объективным критериям, а также учитывать отношение работодателей и соискателей к бизнес-образованию в целом.

"Ситуация в обществе такова, что за последние год-полтора статус выпускника МВА стал чуть ли не ругательством, - сокрушается Юрий Тазов. - Я знаю массу выпускников МВА, которые скрывают, что они получили такое образование. И я знаю множество работодателей, для которых наличие диплома российского МВА у соискателей является причиной для отказа в трудоустройстве. Они говорят, что им такие выпускники не нужны, поэтому многие ученики скрывают наличие диплома МВА".

По мнению специалистов, нежелание некоторых выпускников афишировать наличие диплома МВА является определенным препятствием в проведении репрезентативной выборки при формировании рейтинга. Часто при составлении рейтинга количество опрошенных выпускников из разных школ сильно отличается, что приводит к весьма приблизительным рейтингам.

"Все больше вызывает сомнение тот факт, что рейтинги действительно снабжают полезной и достоверной информацией, - подчеркнула директор Центра маркетинга МИРБИС Леся Мельниченко. - Многие считают, что рейтинги лишь сбивают с толку, вызывают стадный инстинкт и оказывают манипулятивный эффект".

Год от года количество людей, учитывающих рейтинги при поступлении, снижается. "Негативное отношение к отечественным рейтингам связно в первую очередь с отсутствием единых универсальных методик или неполнотой этих методик, которые не позволяют учитывать многообразие программ, особенно при подготовке глобальных рейтингов, потому что все школы имеют разные стандарты своих программ", - отметила директор международного направления консалтинговой компании Begin Group Алла Жаворонкова.

По данным опроса, проведенного бизнес-школой МИРБИС среди своих слушателей, среди источников информации при выборе бизнес-школ рейтинги занимают третье место после интернет-ресурсов и информации, полученной от коллег и знакомых. Отвечая на вопрос, что есть рейтинг для меня, 76% ответили, что рейтинг является начальной точкой поиска при выборе топ-5 бизнес-школ. В "ином" отмечают, что рейтинг - это информация для размышления, оценка качества, один из способов PR, а мнение о бизнес-школе можно составить, сравнивая учебные планы. При этом более половины опрошенных не готовы учиться в бизнес-школе, если она не входит в топ-5. После выбора топ-5 алгоритм будущих слушателей, по данным опроса МИРБИС, выглядит следующим образом: изучение рейтингов и корпоративного сайта, отзывы коллег и друзей, а также звонок в приемную комиссию и посещение учебного заведения. Более половины опрошенных подтвердили, что рейтинги повлияли на выбор бизнес-школы. На вопрос, доверяете ли вы рейтингам, утвердительно ответили 34%, "доверяю, но..." - 42%. Те, кто ответил "да, но..." в сумме с теми, кто не доверяет рейтингам (21%), образуют сомневающееся крыло, которое означает - "практически нет".

"Ренкеры должны обратить внимание на репрезентативность своих методик и показателей, - уверена Леся Мельниченко. - Также необходим дифференцированный подход к позиционированию брендов, т.е. стоит задуматься о брендах самих рейтингов".

К тому же, по мнению участников "круглого стола", необходим более дифференцированный подход к методикам рейтинга бизнес-школ и рейтинга программ, понимая, что это две разнопредметные сферы. "Сегодня очень часто путают рейтинги программ и рейтинги школ, - подчеркнул ректор МИРБИС Станислав Савин. - МИРБИС - единственная школа в России, которая имеет международную аккредитацию всех основных программ: бакалавриата, магистратуры и МВА. Но как школа, ни одной ассоциацией она не аккредитована".

Оригинал здесь.

Для удобства я выделил, как мне кажется, наиболее принципиальные моменты, отмеченные в статье. Это, конечно, совсем не означает, что ими все и исчерпывается. Но для нас важнее то, что все проблемы, перечисленные в статье касательно бизнес-образования, в полной мере справедливы и для высшего профессионального образования в целом. Поэтому нет никаких оснований полагать, что рейтинг университетов, о котором писали неделю назад "Ведомости", или любые прочие рейтинги лишены всех этих недостатков. Поскольку трудности составления рейтингов, действительно, порождены двумя основными проблемами: отсутствием универсальных и заслуживающих доверия у большинства участников рынка методик и, второе, крайне бедовой ситуацией в России, говоря упрощенно, с информационной базой для всех этих работ (составления рейтингов и пр.). Пока эти два условия не будут обеспечены на систематической основе, любой рейтинг, кем бы они ни был составлен у нас, можно считать не более чем гаданием на кофейной гуще... ну, или самой банальной коммерцией. Но в таком случае от него вообще лучше бежать, как от огня.

Tags: бизнес-образование, информация, рейтинг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments